Горьковский рубеж

В.А. Алексеева
Сормовская кондитерская фабрика

Мой дедушка Петр Степанович Лавров начал воинскую службу в августе 1942 года в возрасте 18 лет. Пройдя обучение в Горьковской школе радистов, в ноябре 1942 года был направлен на фронт. Служил в танковых войсках стрелком-радистом, участвовал в боях за Сталинград. С 1943 года дедушка в должности радиотелеграфиста воевал в составе 3-го Украинского фронта, участвовал в освобождении Румынии, Югославии, Венгрии. Был контужен, проходил лечение в партизанском госпитале в Югославии. Победу встретил в Австрии. Дед награжден медалью «За боевые заслуги». В его наградном листе написано: «За период боевых операций от Днестра до г. Вены отлично выполнял боевую службу радиосвязиста, на своей радиостанции держал бесперебойную круглосуточную связь». После войны еще 2 года проходил срочную службу и вернулся в родную деревню в 1947 году.

В борьбе с фашистами участвовали не только воинские подразделения, но и труженики тыла. Согласно планам нацистов, крупный центр военной промышленности город Горький подлежал захвату осенью 1941 года. В октябре 1941 года началось строительство оборонительного рубежа города, на которое было мобилизовано 350 тысяч горьковчан и жителей области, в основном это были женщины и молодые девушки. В их числе была и моя бабушка Лаврова Анна Васильевна, тогда 16-летняя Нюра Гузикова. Работать приходилось в тяжелых условиях: питание было скудным, спецодежды не хватало. Чтобы не замерзнуть, бабушка сшила себе теплые брюки из байкового одеяла. Зима в 1941 году наступила рано с сильными морозами до 40 градусов. Мерзлую землю приходилось сначала взрывать, а потом уже долбить ломом или копать лопатой. В то время Горький часто подвергался вражеским авианалетам. С целью устрашения немцы устраивали бреющие полеты над строителями укреплений. Бабушка рассказывала, как однажды прямо над головами пролетел фашистский самолет и сбросил листовки с таким текстом: «Русские дамочки, не ройте ямочки. Проедут наши таночки, зароют ваши ямочки».

Всего за 2 с половиной месяца горьковчане вырыли противотанковый ров длиной 1134 км, при его строительстве было вынуто 12 миллионов кубометров грунта (для сравнения это – 60% земляных работ, выполненных при прокладке знаменитого Беломоро-Балтийского канала). На обочинах шоссейных дорог были установлены противотанковые ежи, в лесах устроены завалы из деревьев – все для того, чтобы враг не прошел. К счастью, эти сооружения так и не были использованы для ведения боев. Героизму строителей Горьковской линии обороны нижегородский поэт Юрий Адрианов посвятил стихотворение «Невоевавшие окопы»:

Не знаю, вы, быть может, не видали
Остатки рвов у волжских деревень?
На этих рубежах не воевали,
Их строили на самый черный день.
На самый горький, страшный миг прорыва,
На самый роковой Отчизны час,
Когда б волна железного прилива
Плеснула под Саранск и Арзамас.
Быть может, говорить о том не надо,
Когда не потревожены поля…
Но трижды славны камни Сталинграда,
Которым здесь обязана земля.
Обязана покоем деревенским,
Где есть одно лишь зарево – закат.
И тем рукам,
И девичьим и женским,
Измученным от тяжести лопат.

Поскольку в селе мужских рук не хватало, все работы в колхозе легли на женские плечи. В 1942 году бабушка прошла обучение на курсах трактористов и стала работать на одном из первых советских тракторов «Универсал». Работа была нелегкой, чтобы завести его, нужно было вручную крутить тяжелый стартер, руль тоже туго поддавался. Да еще необходимо следить, чтобы длинные волосы не попали в движущийся механизм. На тракторе и пахали, и боронили, и сеяли, выполняли все сельскохозяйственные работы. Как труженик тыла бабушка награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Бабушка и дедушка поженились в 1947 году, прожили вместе 60 лет, воспитали пятерых детей. Дедушки уже нет с нами, а бабушке сейчас 93 года. Каждый год 9 мая мы всей семьей приезжаем к ней, чтобы поздравить с Днем Победы и поблагодарить за пример, который они с дедом подали нам всей своей жизнью.