Сквозь «сапожок» в «Дновский крест»

Н.М. Щеглова
Фабрика "Русский шоколад"

Всегда с интересом читаю воспоминания ветеранов войны. Мне тоже захотелось рассказать о боевом пути своего дедушки Степана Владимировича Зуева, уроженца села Троицкие Росляки Сосновского района.

В ряды Красной Армии 22-летний коммунист Степан Зуев был призван в 1937 году. В 1940-ом принимал участие в Финской кампании. А 5 июля 1941 года отправился защищать Родину от фашистских захватчиков. Через месяц получил первое боевое крещение. Будучи связистом 90-го ЗАП ПВО, сражался на Центральном фронте. Участвовал в боях по защите города Тулы. По отзывам командования, сделанным в наградном листе, «невзирая на ураганный огонь противника, сержант С.В. Зуев держал связь в порядке, своевременно устраняя повреждения». В результате упорной обороны наших войск наступление врага в обход Москвы с юга было сорвано и были освобождены: Дубна, музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна и Калуга. В июне 1942 года в одном из боёв дедушка получил тяжёлое ранение и контузию и был отправлен в тыловой госпиталь. Подлечившись, он снова вернулся в строй и продолжил воевать помощником командира взвода связи 4-го отдельного стрелкового батальона 137-ой отдельной стрелковой бригады на Северо-Западном фронте. В составе данной бригады принимал участие в боях за так называемый «демьяновский мешок» (Новгородская область). Приказом командира за доблесть и мужество, проявленные в боях под высоткой 49.9, Борками, Большой Вещанкой, рощей «сапожок», сержант С.В. Зуев был награждён медалью «За отвагу».

По дошедшим до нас историческим документам и рассказам дедушки, наступление советских войск под Старой Руссой осуществлялось в крайне сложных погодных условиях. Рано наступившая весна сделала грунтовые дороги непригодными для движения войск. Ожидая возобновление наступления, фашистские войска усилили оборонительные рубежи на подступах к Старой Руссе. Продвижение на расстояние менее 20 километров и освобождение нескольких небольших сёл стоило советским войскам значительных потерь. Только за период с 4 по 19 марта здесь было убито и пропало без вести более 30 000 солдат.

С началом Ленинградско-Новгородской операции 137-ая бригада в составе 1-ой ударной армии освободили Старую Руссу. 22 февраля 1944 года продолжили наступление и через два дня взяли город Дно в Псковской области. Продвижение войск проходило в чрезвычайно тяжёлых погодных условиях, при суровых февральских морозах. Фашисты, стараясь укрепить и обезопасить Дно, превратили город в сильный центр обороны. На картах армий и в партизанских донесениях появилось название «дновский крест». Танковый десант 137-ой бригады ворвался в самый центр города Дно и нанёс решающий удар по врагу. В Москве по этому случаю был дан салют, так как эта успешно проведённая военная операция имела большое значение. За смелость и решительные действия, проявленные в бою за высоту 89,9 при освобождении г. Дно, устранение под сильным артиллерийским огнём порывов линий связи, командир батальона написал представление о награждении деда орденом «Красная Звезда». Однако командование решило иначе, приказом №023 от 10 апреля 1944 года телефонист 2-го отдельного стрелкового батальона сержант С.В. Зуев был представлен к другой правительственной награде - медали «За боевые заслуги».

Позднее известный советский писатель-фронтовик Анатолий Злобин в своём произведении «Память Земли» напишет об освобождении города Дно. «Нашей бригаде присвоили звание «дновской», и по этому поводу мы шутили с тем горьким юмором, на который способны лишь солдаты, что «дновскими» мы зовёмся верно, поскольку многие из нас остались на дне Ильмень-озера».

Не прошла бесследно эта операция и для Степана Зуева. Длительное пребывание на морозе и ледяной воде во время выполнения боевого задания сильно подорвало его здоровье. Из-за болезней и ран, полученных на фронте, дедушка рано ушёл из жизни, покинув этот мир ещё совсем молодым...

В боях за Данциг командир отделения связи старший сержант С.В. Зуев и бойцы вверенного ему подразделения не покидали боевой линии. Пользуясь большим авторитетом среди подчинённых, имея знания и богатый опыт, дедушка подготовил немало отличных связистов. Зачастую и сам лично устранял повреждения под шквальным огнём противника, обеспечивая непрерывную связь.

Прошагав огненными дорогами «пол Европы, пол Земли», 5 мая 1945 года дедушка, завершил службу после наступления на Штральзунд.

…Помню из детства, как бабушка бережно хранила в сундуке награды деда, завёрнутые в белоснежный платочек. Как мы, дети и внуки, затаив дыхание, слушали его воспоминания о войне, и нас переполняла гордость за него. Это нужно молодым, чтобы они знали о тех, кто ценой своей жизни, здоровья отстояли мир, свободу и независимость. Никто не должен забывать и о той страшной войне, которая унесла миллионы человеческих жизней, и чтобы эта трагедия никогда не повторилась вновь.